23.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное и экономическое развитие"

Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход

Салганова Е.И., Осипова Л.Б.

Том 16, №1, 2023

Салганова Е.И., Осипова Л.Б. (2023). Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 1. С. 227–240. DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.12

DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.12

В настоящее время цифровые технологии оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие различных сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим возрастает значимость сформированности цифровых компетенций обучающейся молодежи. Данные компетенции необходимы современному поколению для эффективной трудовой деятельности, безопасного использования цифровой среды. В статье представлены обзор и систематизация научных концепций, раскрывающих содержание цифровой грамотности. Предложено соотношение научных категорий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция». Конкретными фактами подтверждено, что применение в образовании цифровых технологий предполагает формирование цифровых компетенций, важность которых не подлежит сомнению, как и то, что цифровая грамотность способствует развитию навыков поиска, анализа, критического осмысления полученной информации, а также компетентному использованию цифровых платформ, сетевых технологий с соблюдением основ безопасности в цифровой среде. В связи с этим цель авторского исследования состоит в выявлении уровня сформированности цифровых компетенций студентов в системе высшего образования (на примере Челябинской области). Научная новизна работы заключается в теоретическом обосновании содержания цифровой грамотности и систематизации подходов на основе компетентносного подхода. В данном контексте представляют интерес результаты опроса студентов четырех вузов г. Челябинска, направленного на выявление региональных особенностей и проблем формирования цифровых компетенций в системе высшего образования. Результаты исследования могут стать важным методологическим инструментом в определении групп риска по уровню сформированности цифровых компетенций среди обучающихся, разработке методов безопасного использования цифрового контента, профилактики распространения деструктивных интернет-практик среди молодежи и безопасного использования ими цифрового контента

Ключевые слова

информатизация, система высшего образования, цифровые технологии, студенческая молодёжь, цифровые компетенции, студенческая молодежь, цифровая грамотность, цифровая безопасность

Полная версия статьи