В статье на основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) рассматриваются актуальные проблемы деятельности и особенности социального самочувствия предпринимателей, занятых в сфере малого бизнеса, – руководителей микропредприятий и индивидуальных предпринимателей как одной из наименее защищенных профессиональных групп, сталкивающихся с большими трудностями при организации своей деятельности. Анализ убеждает, что многочисленные проблемы, затрудняющие их профессиональную деятельность и длительное время не находящие позитивного решения, влекут за собой снижение уровня предпринимательской активности населения, заметно ухудшают социальное самочувствие предпринимателей и вынуждают многих из них менять профессиональные и жизненные планы. Исследование выявило сложность, нечеткость социального самочувствия предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, как следствие противоречивости условий жизни и труда, неоднородности данной категории занятых. Они чаще чувствуют себя счастливыми, чем наемные работники. Но, при сравнительно высоком уровне удовлетворенности своей работой, отдельными ее сторонами и жизнью в целом, повышенных самооценках профессионального мастерства, малые предприниматели менее других категорий занятых обеспокоены невысоким престижем своего труда и отсутствием широких властных полномочий, с осторожностью выстраивают взаимоотношения с другими людьми и отличаются сравнительно низким уровнем законопослушности. Доказывается, что одним из условий успешного функционирования и развития малого предпринимательства является сбалансированное сочетание предпринимательской активности, инициативы и эффективного государственного управления. Вместе с тем сегодня предпринимательские способности, которые должны стать главным драйвером новой российской экономики, используются крайне неэффективно, о чем свидетельствует аномально низкий уровень предпринимательской активности граждан. И всего лишь около половины из тех, кто предполагает открыть собственное дело, организовать свое предприятие, добиваются успеха. Только малая их часть демонстрирует четко выраженное стремление осваивать новые знания и технологии, другие сферы приложения труда
Ключевые слова
государственная поддержка, малое предпринимательство, социальное самочувствие, конкуренция, социальная адаптация