В современной экономической и социальной ситуации приоритетной задачей государства является поддержание постоянного инновационного развития всех сфер жизнедеятельности общества, вследствие чего особенно актуальным видится формирование среднего класса как гаранта стабильности общества за счёт таких качеств его представителей, как ответственность, высокая социальная активность, сознательность. Поэтому в изучении численности и структуры среднего класса в настоящее время состоит одна из основных целей современной социологии. В данной статье на материалах социологических опросов населения Вологодской области и СЗФО 2008–2013 гг. проведено исследование среднего класса региона, рассмотрены подходы к его изучению и оценке масштабов, в соответствии с которыми предпринята попытка определения его численности. Предложена внутренняя структура среднего класса региона, составлен портрет типичного представителя данной категории. Выявлено, что, вследствие ряда социально-экономических причин, социальная мобильность среднего класса региона является низкой, что ставит под угрозу достижение показателей его численности, определенных Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года
Ключевые слова
средний класс, самоидентификация, социальная структура, социальная мобильность