Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) названа крупнейшей в мире инфраструктурной программой XXI века. По мере того как инициатива ОПОП реализуется на практике, она демонстрирует миру свои новые возможности и особенности, в том числе в условиях кризиса COVID-19. В статье выделяются три этапа развития инициативы ОПОП, различающиеся широтой географического охвата, изменчивостью декларируемых задач, финансовыми инструментами реализации и подходами к развитию транспортной инфраструктуры. Результаты исследования показывают, что развитие ОПОП изначально определялось установлением коммерческих отношений между Китаем и периферийными странами на основе пяти ключевых блоков задач. Впоследствии инициатива трансформировалась в открытое соглашение, в котором могут принимать участие любые заинтересованные страны, а основной акцент сместился в сторону формирования Цифрового шёлкового пути, Зелёного шёлкового пути и Шёлкового пути здоровья. В рамках инициативы ОПОП достигнуты ощутимые макроэкономические результаты. К 2025 году инициатива ОПОП охватила свыше 70% стран мира, не вовлеченными остаются Австралия, страны Северной Америки и Западной Европы. Созданы надёжные предпосылки экспансии китайских компаний за рубеж, базирующиеся на государственной финансовой поддержке, значительных производственных инвестициях и возможности использования улучшенной инфраструктуры. С учетом обширного географического охвата и экономических масштабов развитие инициативы ОПОП является важным событием в формировании новой сети мировых транспортных коридоров. Однако до сих пор не ясны критерии включения инфраструктурных объектов в список проектов инициативы ОПОП. Также с возможными угрозами притока рабочей силы из Китая, потерей контроля над стратегическими активами, использованием менее экологичных технологий и увеличением финансовой зависимости от Китая связаны потенциальные опасения стран, вовлеченных в инициативу ОПОП
Ключевые слова
«Один пояс, один путь», экономический коридор, инфраструктурные проекты, международное сотрудничество, Китай