23.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Региональная экономика"

Оценка влияния факторов на инфраструктуру образования в Арктической зоне Северного макрорегиона

Воронина Л.В., Григорищин А.В., Яхяев Д.Б.

Том 16, №4, 2023

Воронина Л.В., Григорищин А.В., Яхяев Д.Б. (2023). Оценка влияния факторов на инфраструктуру образования в Арктической зоне Северного макрорегиона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 4. С. 153–167. DOI: 10.15838/esc.2023.4.88.8

DOI: 10.15838/esc.2023.4.88.8

С ориентированием государственной политики на развитие Арктической зоны страны модернизация объектов сферы образования и формирование системы квалифицированных кадров стали одними из основных мер социально-экономического развития данных территорий. На основе расчета темпов изменений показателей определены негативные тенденции в развитии инфраструктуры школьного и профессионального образования в Арктической зоне Северного макрорегиона, что подтверждает актуальность исследования. Под инфраструктурой образования, с точки зрения компонентного состава, понимается совокупность инфраструктурных объектов дошкольного, школьного и профессионального образования, а также их кадровая обеспеченность квалифицированными специалистами. Цель исследования заключается в выявлении и оценке влияния комплекса факторов на изменение инфраструктуры образования в Арктической зоне Северного макрорегиона. Особенность работы состоит в изучении объекта исследования на мезорегиональном таксономическом уровне пространственно-территориальных арктических систем в привязке к конкретным местным сообществам, что повышает объективность полученных результатов. География исследования базируется на институциональном подходе и включает арктические мезорегионы Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми, которые в совокупности образуют Арктическую зону Северного макрорегиона. Предложен авторский методический подход к оценке воздействия факторов на социальную инфраструктуру в Арктической зоне Северного макрорегиона, содержащий систему показателей, отражающих изменение инфраструктуры образования и влияющих на неё экономических, демографических, пространственно-территориальных и социально-трудовых факторов за последние четырнадцать лет. Оценка осуществлена с помощью компаративного анализа, методов систематизации и группировки, статистического и корреляционно-регрессионного анализа. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что влияние представленных факторов на инфраструктуру образования в Арктической зоне Северного макрорегиона дифференцировано в зависимости от характера и темпов освоения и развития изучаемых территорий, реализации государственной политики на них и других факторов

Ключевые слова

арктика, север, факторы, методический подход, Арктика, Север, инфраструктура образования, мезорегион

Полная версия статьи