23.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное и экономическое развитие"

Образовательная миграция выпускников Карелии: арктическая специфика

Симакова А.В., Степусь И.С.

Том 16, №3, 2023

Симакова А.В., Степусь И.С. (2023). Образовательная миграция выпускников Карелии: арктическая специфика // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 3. С. 247–264. DOI: 10.15838/esc.2023.3.87.13

DOI: 10.15838/esc.2023.3.87.13

Изучение миграционных планов выпускников школ важно в контексте воспроизводства человеческого капитала региона. В статье на примере одного из арктических регионов (Республика Карелия) рассмотрены образовательные миграционные планы молодёжи. Эмпирическую базу составили данные социологического исследования, проведённого авторами в ноябре 2022 года. В опросе приняли участие 3053 обучающихся 8–11 классов всех районов Карелии. Основная цель исследования – выявление миграционных намерений молодёжи, а именно выпускников школ как социальной группы, находящейся на пути выбора профессионального образования в регионе либо за его пределами, причин миграционных настроений и потенциальной готовности вернуться в район после получения профессии в другом регионе. Установлено, что миграционные настроения по районам Карелии отличаются: образовательные планы большинства школьников Петрозаводска действительно ориентированы за пределы региона, а северных (неарктических) районов Карелии, наоборот, в Петрозаводск. Однако выпускники арктических и южных районов также ориентированы на учебу за пределами региона, что нетипично для арктических территорий, где традиционно потоки из районов обычно направлены в центр своего региона, а уже затем в другие регионы. Важной является оценка потенциальной возвратности уезжающих выпускников обратно в регион: большая часть из тех, кто собирается учиться не в Карелии, там же собирается и работать. Сопоставление фактического и потенциального оттока одиннадцатиклассников из региона показало, что в действительности уезжает каждый третий выпускник. Большинство настроенных на отъезд выпускников романтизируют свои планы, и только каждая четвертая семья финансово готовится к обучению ребенка в другом регионе, остальные не предпринимают конкретных действий. Полученные результаты вносят вклад в изучение миграционной активности молодёжи регионов России, частично входящих в Арктическую зону Российской Федерации, так как именно по таким территориям детализированная информация ограничена. В практическом плане результаты исследования позволяют сформировать аналитическую основу для своевременной разработки управленческих механизмов по закреплению и удержанию молодёжи в арктических регионах

Ключевые слова

республика карелия, арктическая зона российской федерации, образовательная миграция, Арктическая зона Российской Федерации, миграционные планы, выпускники школ, Республика Карелия

Полная версия статьи