В статье представлены результаты эмпирического исследования основных детерминантов инновационной активности российских фармацевтических производителей. Обосновано применение двух показателей, которые характеризуют инновационную активность производителей фармацевтической продукции: соотношение числа собственных и используемых организацией по лицензии объектов интеллектуальной собственности, а также количества исследований, проводимых фармацевтическим производителем для оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов. Отнесение конкретного предприятия к инновационно активным осуществлено с помощью двумерного кластерного анализа (метод k-средних, исключая повторения, с использованием евклидовых расстояний). Выделены основные факторы, оказывающие влияние на инновационную активность непосредственно фармацевтических производителей на основе контент-анализа опубликованных по данной теме отечественных и зарубежных научных трудов. Проведен анализ отобранных детерминантов с использованием статистического и эконометрического инструментария. Применялись статистические критерии: χ2 Пирсона и точный критерий Фишера для качественных (дихотомических) показателей, а также t-критерий Стьюдента и критерий Манна – Уитни для анализа количественных показателей. Дискриминантный анализ основных детерминантов инновационной активности предприятий российского фармацевтического бизнеса позволил выявить наиболее существенные детерминанты, прежде всего те, которые напрямую характеризуют размеры промышленных предприятий. Дополнительно в статье аргументирована целесообразность широко распространенных в мировой практике процессов слияний и поглощений фармацевтических производителей для возможности аккумуляции ресурсов, необходимых для инновационного развития фармацевтических производителей, что имеет и определенные негативные эффекты, связанные с увеличением олигополизации рынков фармацевтической продукции
Ключевые слова
инновации, кластерный анализ, фармацевтическая промышленность, детерминанты инновационной активности