В статье рассмотрены социальные ожидания молодежи крупного индустриального региона России во взаимосвязи с ее социальным самочувствием. Информационной базой статьи стали результаты выборочного исследования, проведенного социологами Уральского федерального университета под руководством Ю.Р. Вишневского в 2016 г. в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Опрошено 2512 человек в возрасте от 15 до 30 лет, использована целевая квотная выборка, квотными признаками выступили занятость (работающая, учащаяся и безработная молодежь), возраст (опрошены молодые люди трех возрастных категорий – до 20 лет, 21–25 лет и 26–30 лет) и тип поселения (жители Екатеринбурга, других крупных городов области, средних, малых городов, сел и поселков городского типа).
В настоящей работе поставлена проблема изучения социального самочувствия молодежи, ключевым фактором которого выступают её ориентации на будущее, ожидания и жизненные стратегии. На основе анализа научных концепций, посвященных социальному самочувствию населения, вскрывается важная черта молодежи как социально-демографической группы – ориентация на перспективу и значительный горизонт планирования. Выдвинуто обоснованное предположение, которое частично подтвердилось результатами опроса, что социальное самочувствие молодежи в значительной степени зависит от сформированного образа будущего и оценки своих жизненных перспектив. Респонденты, проявляющие уверенность в завтрашнем дне, склонны более позитивно оценивать настоящее. На основе данных опроса составлена классификация групп молодежи по критерию их отношения к жизненным перспективам: «ноувисты» (от англ. now – сейчас), «оптимисты», «пессимисты» и «терпеливые».
В качестве дискуссионной в дальнейшем авторы обозначают проблему: молодые люди, которые четко фиксируют образ будущего и организуют свою жизнь сообразно жизненным стратегиям, проявляют лучшие способности к социальной адаптации
Ключевые слова
социальное самочувствие, жизненные перспективы, социальные ожидания, социально-экономический статус, образ социального будущего