Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Инновационная деятельность в современной России: тенденции развития и влияние на уровень жизни населения» (проект 16-02-00561). Выбор населением ценностных приоритетов в использовании цифровых технологий зависит от целого комплекса факторов, среди которых экономические, политические, социальные, межличностные и другие. Одинаково ли отношение респондентов к происходящим изменениям? И если да, то от каких факторов зависит выбор той или иной поведенческой траектории с точки зрения использования инновационных товаров и услуг? В статье приведены данные исследования, целью которого стал анализ социальных характеристик респондентов в зависимости от их отношения к инновационным новинкам. В качестве информационной базы использованы результаты выборочного исследования, проведенного авторами весной 2017 г. в Москве и Московской области. В выборку исследования вошли 1115 человек в возрасте от 15 до 86 лет, в том числе 55,5% женщин и 44,5% мужчин, что в целом соответствует пропорциям половозрастного состава обследуемых регионов. Проведенное исследование было призвано в определенной мере ликвидировать недостаток количественных данных, позволяющих подтвердить гипотезы о воздействии инноваций на образ и качество жизни российского населения, определить наиболее перспективные с точки зрения населения сферы использования инноваций, выявить группу респондентов, более восприимчивых к новым информационным технологиям.
Полученные в ходе исследования результаты помогут осмыслить инновационные преобразования в России, позволяют оценить запросы и удовлетворенность населения России в инновационных товарах и услугах. Применение метода классификационных деревьев дало возможность определить основные факторы, оказывающие влияние на инновационную активность россиян, – это отношение к инновациям как таковым, наличие опыта использования образовательных онлайн услуг и возраст. Перспективы исследования видятся в разработке методики формировании интегральных индикаторов инновационной активности населения на основе качественных и количественных характеристик, а также использовании на этом пути методов статистического моделирования
Ключевые слова
инновации, опрос населения, развитие общества, социальный запрос, дерево классификаций, инновационное поведение