Становление сектора малого предпринимательства выступает одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития страны. Ввиду этого оценка динамики формирования, определение проблем и направлений развития сектора приобретают особую актуальность. Цель проведенного исследования – анализ состояния и выявление особенностей развития малого бизнеса в России. Для достижения поставленной цели в работе применялись следующие методы статистического исследования: сводка и группировка данных, расчет обобщающих показателей (абсолютные, относительные величины), построение рядов динамики. Кроме того, использовались такие общенаучные методы, как обобщение, индукция, анализ и синтез и др. На основе статистических данных с применением указанных методов проведен анализ тенденций развития предприятий малого бизнеса в разрезе показателей, характеризующих динамику числа малых предприятий и их территориальное распределение, отраслевую структуру, занятость в секторе малого бизнеса, финансово-экономическую деятельность предприятий, их кредитование и др. Исследование позволяет заключить, что наблюдается количественное увеличение ряда показателей данного сектора экономики, но нет его качественного становления. Потенциал института малого бизнеса не используется в полной мере для развития территорий. Показано, что деструктивные процессы в сфере малого бизнеса во многом связаны с условиями, в которых функционируют предприятия, а также влияющими на них внешними факторами. С опорой на результаты различных международных и отечественных мониторингов предпринимательства и данные экспертных организаций выделены ключевые факторы, негативно сказывающиеся на его развитии. Определены направления снижения их воздействия. Обоснована необходимость обеспечения стабильности законодательства (в первую очередь, в налоговой сфере), макроэкономической стабильности. Результаты исследования могут быть использованы при формировании сбалансированной государственной региональной политики, а также при разработке программных документов, планировании стратегических и оперативных мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса в субъектах Российской Федерации. Перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы в указанной области заключаются в проведении оценки инновационного потенциала малого бизнеса
Ключевые слова
малый бизнес, территория, развитие предпринимательства