В статье рассматривается очередной этап формирования российского рынка экономических журналов, который характеризуется его четким разделением на два сегмента – внешний и внутренний. Внешний сегмент включает издания, вошедшие в международные базы данных Scopus и Web of Science (WoS), внутренний – издания, не попавшие в эти базы. Для отражения произошедших на рынке изменений предлагается очередная модернизация методики составления Рейтинга ведущих экономических журналов (РВЭЖ) России. Нововведения затрагивают подсистему экспертной оценки изданий внешнего сегмента с учетом дифференциации баз Scopus и WoS на квартили, а также подсистему рыночной репрезентации, учитывающую наличие русско- и англоязычных версий журнала. Приведены результаты 5-й волны РВЭЖ в виде Алмазного списка (13 лучших журналов) и Списка второго эшелона журналов, состоящего из 12 изданий. Анализируются произошедшие рокировки журналов в сравнении с предыдущими годами; показано, что в стране уже имеется 19 экономических изданий с международной сертификацией, из которых 8 изданий – с двойной сертификацией (Scopus и WoS одновременно). Рассмотрены стилизованные примеры успеха и неудач журналов, позволяющие определить основные контуры общей модели развития изданий международного уровня. В частности, рассмотрена работа руководителей журналов «наверху» – в качестве драйверов их развития за счет установления внешних связей и нахождения финансовых ресурсов, а также их деятельность «внизу» – в качестве организаторов локальных научных сообществ и эксклюзивных посредников между авторами и профессиональными переводчиками. Отмечаются изменения в трудовых отношениях с высококвалифицированными переводчиками, характеризующихся большей гибкостью по сравнению с предыдущим периодом. Рассматриваются среднесрочные и долгосрочные последствия возникновения двух сегментов рынка российских экономических журналов
Ключевые слова
рейтинг, международные базы данных, экономические журналы