Эффективным инструментом изучения и оценки потребительских настроений населения территории является индексный метод, который предполагает расчёт агрегированных индексов настроений потребителей на основе социологической информации. В настоящей статье рассматриваются существующие в международной практике методические подходы к измерению и оценке потребительских настроений населения с помощью интегральных индексов; тенденции индекса потребительских настроений жителей России и Вологодской области; с использованием множественного регрессионного анализа исследуется воздействие макроэкономических индикаторов на настроения потребителей. Информационной базой исследования являются результаты мониторинга общественного мнения Вологодского научного центра РАН (ВолНЦ РАН), общероссийских аналитических центров (Левада-Центр, Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK Rus), а также данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (Вологдастат). В основе различных методик, используемых в мировой практике для исследования потребительских настроений, лежит методика, разработанная в 1950-е годы Центром обследования потребителей Института социальных исследований Мичиганского университета (США), предполагающая построение агрегатного индекса потребительских настроений. Эта методика получила распространение в России; большой опыт региональных исследований настроений и поведения потребителей на основе социологических данных имеет Вологодский научный центр РАН. Результаты его регионального мониторинга во многом коррелируют с общероссийскими показателями, однако потребительские настроения жителей Вологодской области на протяжении периода измерений менее благоприятны, чем в целом по России. При этом долгосрочные прогнозы относительно развития экономики страны выглядят более оптимистичными, чем оценки текущего состояния и ближайших перспектив. Существенное влияние на формирование потребительских настроений жителей региона оказывают такие макроэкономические индикаторы, как оборот розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров, динамика промышленного производства, индекс потребительских цен, денежные доходы населения. В целом использование индексов в исследованиях потребительского поведения населения предоставляет редкую возможность учёта психологических факторов при моделировании и прогнозировании экономики, что позволяет вовремя уловить тенденции социально-экономической ситуации и, исходя из этого, внести коррективы в управление экономическими процессами
Ключевые слова
социально-экономическое развитие, доходы, потребительские настроения, индекс, авторегрессионная модель распределенных лагов, оборот розничной торговли