Социологическая интерпретация реальности и процессов, происходящих в ней,
определяется различными подходами к пониманию ее сущности. Все многообразие этих подходов в конечном итоге сводится к ее определению как действительности социального мира, в
которой отражаются, с одной стороны, все объективно существующие явления и процессы, а
с другой – субъективные представления людей об объективной действительности. Социальная
действительность как объективная социальная реальность существует вне субъекта социального познания, т.е. объективно. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает унаследованную от родительских поколений сложную систему экономических, социальных, политических структур, институтов, организаций со сложившимися в них отношениями, образующих социальную инфраструктуру объективной реальности (социальной действительности). Но люди непосредственно воспринимают ту часть объективной реальности, в отношении которой располагают собственными знаниями. Благодаря знанию о той или иной ее стороне, различных объектах реальности возникает более или менее адекватное субъективное представление о ней. Поэтому в исследовании социальной реальности основное внимание уделяется процессу формирования
субъективных представлений об объектах социальной действительности и отношения к ним,
что входит в предметную область социологии знания. То есть с позиций социологии знания объектом изучения является не реальность, а представления о реальности. Исходя из субъективных
представлений об окружающей действительности, люди конструируют собственную реальность.
Эти представления меняются под влиянием различных факторов, что отражается на изменении
социальной реальности в процессе ее конструирования. Значимым фактором изменения является кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности российского общества. В статье дается
анализ влияния кризиса на изменения социальной реальности в различных группах населения
России и выясняется, как это отразилось на их отношении друг к другу, к семье, к труду, к образованию. На основе анализа данных всероссийского исследования выявлено противоречие между
традиционными образцами отношения россиян друг к другу, к семье, к труду, к образованию
и формирующимися современными. В условиях кризиса это противоречие имеет тенденцию к
обострению в связи с невозможностью сохранения привычных принципов, обусловливающих
прежний образ жизни, что приводит к состоянию неопределенности и конструированию новых
форм определенности посредством смены жизненной парадигмы
Ключевые слова
кризис, образование, семья, труд, изменяющаяся реальность, межличностные взаимодействия